Dec 15

Уоррен Баффет — мастер дзен.

Во время сессии вопросов и ответов с акционерами своей компании в 2008 году Уоррену Баффету задали дерзкий вопрос. Молодой человек спросил:
«Знаете ли вы и верите ли вы в Иисуса Христа, и есть ли у вас с Ним личные отношения?»

«Нет. Я агностик, — ответил миллиардер. — Я вырос в религиозной семье, и если бы вы задали этот вопрос моей матери или отцу, вы получили бы другой ответ. Я истинный агностик. Я не ближе ни к теистам, ни к атеистам. Я просто не знаю, и, возможно, когда-нибудь узнаю, а возможно — нет. Но в этом и заключается суть агностицизма».

Баффет, возможно, не религиозен, но на протяжении всей своей жизни он инвестировал в огромное количество «духовных активов». По мере того как 95-летний Баффет готовится уйти с поста генерального директора конгломерата Berkshire Hathaway в конце этого года, многие восхищаются его финансовым гением. Его называют одним из самых успешных инвесторов в истории, а его состояние оценивается примерно в 150 миллиардов долларов.

Но Баффет оставляет после себя не только финансовое наследие — он также накопил корпус духовной мудрости, который может помочь людям не только в вопросах денег. Он черпал вдохновение в дзен-буддизме, учениях Конфуция, стоической философии и даже в Новом Завете, показывая, как справляться не только с колебаниями рынков, но и с жизненными падениями.

Баффет — не просто икона бизнеса, говорят ученые и практики религиозных традиций, изучающие его наследие. В каком-то смысле он — дзен-мастер.

Аура духовности, окружающая Баффета, существует уже много лет. Для многих его поклонников он — «оракул из Омахи». К нему не записываются на прием — к нему совершают паломничества из Китая, Австралии и других стран, приезжая к его скромному дому в Омахе и посещая собрания акционеров Berkshire Hathaway, чтобы увидеть человека, которого один управляющий активами назвал «богом инвестирования».

Авторы бизнес-книг посвящают ему работы, которые порой превращаются в небольшие проповеди, с названиями вроде «Новый Дао Уоррена Баффета» и «Инвестиционные мантры Уоррена Баффета».

Но лучший источник духовных наставлений Баффета — он сам. Он создал собственное собрание притч и афоризмов. Инвесторы и далекие от инвестиций люди заучивают его высказывания, такие как:
«Кто-то сегодня сидит в тени, потому что кто-то давным-давно посадил дерево».
Или: «Богатство позволяет оказаться в более интересной среде, но оно не может изменить, сколько людей вас любят и насколько вы здоровы».

Именно такие «духовные истины Баффета» убедили дзен-буддиста Лео Бабаута в том, что Баффет обладает дзен-чувствительностью.

«Он один из самых богатых людей в мире, и при этом у меня нет ощущения, что это является центральной частью его личности», — говорит Бабаута, автор книги «Сила меньшего: тонкое искусство ограничения себя до самого необходимого… в бизнесе и в жизни».

«Он окружен людьми, сосредоточенными на зарабатывании денег, и видит, как они заблуждаются. А одна из центральных идей дзена — в том, что мы живем иллюзиями о том, что сделает нас счастливыми».

Для Баффета хороший инвестор и хороший человек — это одно и то же. Человек всегда будет жить на “бычьем рынке”, если он помнит три духовных принципа, выраженных в его собственных словах.

«Зависть и жадность идут рука об руку»

«Не желай» — одна из десяти заповедей. Зависть — один из семи смертных грехов. И все же большая часть капитализма — как и активности в социальных сетях — движима завистью. Мы часто хотим то, что есть у других, и хотим больше, чем нам действительно нужно.

Баффет — человек огромного богатства, но нет историй о том, как он гонялся за игрушками, которыми балуются многие миллиардеры. Он до сих пор живет в пятикомнатном доме с двумя ванными в Небраске, который купил в 1958 году за 31 500 долларов. Он по-прежнему ест в McDonald’s и однажды водил 20-летнюю машину с номером «THRIFTY» («Бережливый»). Одна известная история рассказывает, как Баффет пригласил на обед Билла Гейтса в McDonald’s и предложил заплатить, достав из кармана купоны.

Баффет называл зависть единственным из семи смертных грехов, который совершенно не приносит удовольствия.

«Завидовать кому-то — довольно глупо, — говорил он. — Желать кому-то плохого или мечтать о том, чтобы добиться того же, чего добился он, — все это лишь портит ваш день. Это никак не вредит им и не приносит вам никакой пользы. Если уж выбирать грех, лучше выбрать похоть или чревоугодие — тогда хотя бы будет что вспомнить после выходных».

Такое отношение отражает еще один принцип дзена — принятие силы удовлетворенности, говорит Бабаута. Сравнение себя с другими — иллюзия, которая лишь усиливает страдание.

Это также может приводить к плохим инвестиционным решениям. В эссе о дзен-чувствительности Баффета Бабаута отмечает, что Баффет — консервативный инвестор, которого никогда не соблазняет «следующая горячая тема». Он знает свои ограничения. Он редко инвестирует в технологические компании, потому что не понимает их достаточно хорошо.

«Вы никогда не увидите, чтобы он гнался за криптовалютами или очередным модным ИИ-проектом, — говорит Бабаута. — Он ищет фундаментально надежные вещи, и такая дисциплина возможна только благодаря его удовлетворенности. В его случае именно она привела к огромной дисциплине».

«Если вы входите в самый удачливый 1% человечества, вы обязаны думать об остальных 99%»

В июне 2006 года Баффет сделал необычное публичное заявление. В серии писем он объявил, что отдаст большую часть своего состояния различным фондам и благотворительным организациям. Этот импульс щедрости был отражен и в его последнем письме акционерам в прошлом месяце. Он признал, что у него осталось мало времени, и заявил, что ускорит благотворительность, пожертвовав около миллиарда долларов четырем фондам своей семьи.

Немногие богатые люди в Америке так воплощают новозаветную мысль «блаженнее давать, нежели принимать», как Баффет. Именно эта щедрость вдохновила Роберта Л. Блоха, сына основателя H&R Block, написать книгу «Книга инвестиционной мудрости Уоррена Баффета», где собрано 350 его цитат. Блох говорит, что благодарность и щедрость Баффета — это «фундаментальные духовные принципы».

«Он действительно заботится о бедных и простых людях и хочет отдавать обществу», — говорит Блох. — «Это очень духовно. Не так уж много миллиардеров ведут себя подобным образом».

Щедрость Баффета также отражает стоическую философию Древней Греции и Рима. Стоики, такие как Эпиктет и Марк Аврелий, считали, что невозможно быть счастливым, не живя добродетельно. Привязанность к материальным вещам, включая богатство, мешает самодисциплине. Марк Аврелий, римский император, продавал мебель из дворцов, чтобы сократить долги империи и облегчить бремя для граждан, писал Райан Холидей.

Отсутствие привязанности Баффета к вещам дает ему моральную ясность, которая гарантирует, что он будет счастлив даже в случае краха рынка.

«Чем больше вещей мы желаем и чем больше усилий требуется, чтобы их заработать или сохранить, тем меньше мы наслаждаемся жизнью — и тем менее свободны», — писал Холидей.

«Американское чудо всегда побеждало — и победит снова»

Для многих американцев год выдался тяжелым. Почти половина признается, что с трудом покрывает базовые потребности, такие как продукты и медицинская помощь. Другие опросы показывают, что более половины американцев считают, что лучшие дни страны уже позади.

И все же Баффет верит — в Америку. Вера — еще одно качество, центральное для христианства, хотя сам Баффет его отвергает. Вера, согласно христианскому учению, способна сдвигать горы.

Баффет — главный евангелист страны. В периоды экономических спадов и политической нестабильности он повторял:
«За 240 лет было ужасной ошибкой ставить против Америки, и сейчас не время начинать».
И: «Мы всегда живем в неопределенном мире. Но одно можно сказать точно: Соединенные Штаты будут двигаться вперед со временем».

Эта вера вдохновила Блоха глубже изучить высказывания Баффета.

«Нужно верить, что все станет лучше и мы выберемся», — говорит он. — «Посмотрите на 1776 год, 1820-е, Великую депрессию. Америка всегда становилась только больше и сильнее».

Вера Баффета, возможно, и позволяет ему сохранять неизменно солнечный настрой. Этот народный оптимизм Среднего Запада отражен в строке из его прощального письма:
«Доброта ничего не стоит, но бесценна».

Мы привыкли к миллиардерам, которые возвышаются над миром с имперской надменностью римских императоров. Баффет же известен тем, что с уважением относится даже к грубым оппонентам на собраниях акционеров и отказывается вести дела с людьми сомнительного характера. Он однажды сказал:
«Нельзя заключить хорошую сделку с плохим человеком».

Он даже говорит о том, что редко связывают с жестким миром инвестиций, — о любви.

«Единственный способ получить любовь — быть достойным любви», — говорил он, потому что невозможно выписать чек на миллион долларов любви. Любовь приносит отдачу только тогда, когда встречает ответную любовь.
«Чем больше любви ты отдаешь, тем больше получаешь».

Возможно, именно это — а не инвестиции в Coca-Cola, Wells Fargo или Kraft Heinz — является величайшим наследием Баффета. Он — одна из немногих фигур в Америке, уважаемых не только за накопленное богатство, но и за то, как он относился к людям на своем пути.

Любовь, как выясняется, могла быть его самой удачной инвестицией.

Latest from our blog

Created with