May 9

Торговое соглашение с Великобританией было легкой частью. С Китаем будет сложнее в геометрической прогрессии

Когда чиновники администрации Трампа готовятся к встрече с китайскими официальными лицами в Женеве в эти выходные, хочется верить, что импульс от объявления торговой сделки с Великобританией в четверг сохранится. Но не стоит слишком надеяться.

«Я сдерживаю свои ожидания. Тарифы высокие. Напряжение высокое. Вводить тарифы проще, чем их отменять», — сказала Венди Катлер, бывшая торговая переговорщица США, а сейчас вице-президент Института политики Азиатского общества.

Президент Дональд Трамп презирает торговые дефициты — ситуацию, при которой США покупают у другой страны больше, чем продают. По его мнению, это знак того, что с Америкой «обращаются несправедливо» и её «обдирают». (Экономисты далеко не все разделяют его точку зрения.)

Поскольку Китай — вторая по величине экономика мира и производственный гигант, неудивительно, что именно с Китаем США имели наибольший торговый дефицит в прошлом году — почти 300 миллиардов долларов.

Поэтому Трамп установил самые высокие тарифы именно на Китай, начиная с внушительных 145% на большинство товаров. В ответ Китай ввёл минимальный тариф в 125% на большинство американских товаров. Экономики обеих стран уже начали ощущать удары от торговой войны.

Инвесторы, бизнес и потребители по обе стороны океана надеются на улучшение ситуации и возлагают надежды на предстоящие выходные переговоры, которые станут первой официальной встречей высокопоставленных представителей США и Китая во втором сроке Трампа. Однако ситуация может и резко ухудшиться.

Сделка с Великобританией — не лучшая отправная точка для торговых переговоров с Китаем

Катлер ожидает, что министр финансов США Скотт Бессент и торговый представитель Джеймисон Грир, встречаясь с вице-премьером КНР Хэ Лифэном в субботу, упомянут сделку с Великобританией как доказательство того, что «их политика работает» и что другие страны «также обеспокоены Китаем».

Хотя на самом деле, как отмечается, детали сделки с Великобританией указывают, что это довольно скромное достижение — если вообще можно считать его победой. Договоренность была достигнута относительно легко.

Помогло то, что у Великобритании было не так много, от чего надо было отказываться: тарифы на её экспорт начинались с 10% и даже после сделки остались на этом уровне. Некоторые автомобили получили небольшие послабления, и администрация Трампа намекнула на возможные исключения в будущем. Плюс: США имели профицит во внешней торговле с Великобританией в размере 12 миллиардов долларов в прошлом году.

«Это, по сути, сбалансированная торговля», — сказала Катлер CNN. А вот Китай — «совсем другой зверь».

Лучший возможный исход
Мало кто верит, что этот первый раунд переговоров вернёт тарифы США и Китая на уровень, существовавший до второго срока Трампа. Включая и самого Бессента, который заявил Fox News ранее на неделе: «Моё впечатление таково, что обсуждения на выходных будут сосредоточены на деэскалации, а не на полноценной торговой сделке».

Трамп даже прямо заявил в среду, что не рассматривает возможность снижения тарифов ради того, чтобы Китай согласился на переговоры. Но уже в четверг New York Post со ссылкой на анонимные источники сообщила, что администрация Трампа рассматривает возможность снижения тарифов на Китай до уровня 50% уже на следующей неделе.

В этом свете положительным сигналом является то, что Трамп заявил в четверг, что не рассматривает введение ещё более высоких тарифов на китайские товары. «Выше уже некуда. Сейчас 145%, так что понятно, что дальше только вниз», — сказал Трамп в Овальном кабинете после объявления сделки с Великобританией.

Комментарии Бессента о деэскалации особенно привлекли внимание Сьюзан Ширк, научного сотрудника Школы глобальной политики и стратегии при Университете Калифорнии в Сан-Диего и почётного директора Центра Китая XXI века.

«Это указывает на то, что этот разрыв и экстремальный уровень тарифов могут начать снижаться — либо до нуля, либо до минимального уровня с обеих сторон», — считает Ширк.

По её словам, китайский президент Си Цзиньпин и его администрация действуют более сдержанно по сравнению с предыдущими раундами переговоров с США. Это говорит о том, что «они вряд ли всё испортят».

«Они настроены скептически по отношению к Трампу, поэтому будут действовать очень осторожно, что, на мой взгляд, создаёт нужное давление на президента Трампа», — добавила она.

Ширк надеется, что Китай продемонстрирует «добрую волю, сократив поток экспорта не только в США, но и в другие страны».

По мнению Катлер, лучший реалистичный результат переговоров — это если обе стороны выйдут с «планом для дальнейшего взаимодействия». В первую очередь — подготовка к возможному телефонному разговору Трампа и Си.

Трамп намекнул, что может рассмотреть возможность разговора с Си в зависимости от того, как пройдут переговоры на выходных.

Худший возможный исход
С другой стороны, верхнего предела того, насколько плохо могут пойти переговоры, нет. И обе страны могут предпринять жёсткие ответные меры.

Катлер и Ширк сходятся во мнении, что один из худших сценариев — повторение встречи 2021 года между чиновниками администрации Байдена и китайскими представителями в Аляске.

Тогда всё быстро переросло в публичную ссору, участники обрушились друг на друга с жёсткой риторикой прямо перед толпой журналистов, приглашённых на короткую вступительную часть переговоров.

«Худшее, что может произойти, — это громкий скандал, и пресса всё это освещает», — сказала Ширк.

«Вот именно таких встреч нужно избегать», — согласилась Катлер, ранее исполнявшая обязанности заместителя торгового представителя США при Обаме.

Кроме повторения Аляски, по её словам, худший сценарий — это если США и Китай «займут жёсткие позиции и не найдут точек соприкосновения», что откроет дорогу к дальнейшему повышению тарифов.


Latest from our blog

Created with