Nov 26
Криптоиндустрия получила всё, чего хотела. Она всё ещё переживает кризис.
Этот год должен был стать тем самым моментом, когда криптовалюта — 16-летний актив, обещавший стать будущим финансовой системы, — наконец полностью заявит о себе.
Многотриллионная индустрия получила почти всё, что было в её списке желаний за последний год: поток новых денег от массовых инвесторов, двухпартийное законодательство в Конгрессе, благосклонных регуляторов и, что немаловажно, полную поддержку президента США.
Несмотря на всё это, крипторынок переживает тяжёлые времена: биткоин упал на 30% от своего пика в начале октября — гораздо сильнее, чем широкий фондовый рынок.
Одним из самых известных критиков индустрии является актёр и автор Бен Маккензи, который на прошлой неделе представил свой документальный фильм «Все лгут вам ради денег» на фестивале документального кино DOC NYC в Нью-Йорке. В пятницу я виртуально пообщалась с Маккензи, известным по сериалам «Одинокие сердца» и «Готэм», чтобы обсудить обвал рынка и удачный момент премьеры его фильма в Нью-Йорке.
CNN: Учитывая всю институциональную поддержку криптовалюты, почему мы всё ещё наблюдаем такую волатильность?
Бен Маккензи: Думаю, есть несколько возможных причин. Во-первых, экономика замедляется. И если рассматривать криптовалюту как инвестицию фактически в ничто — в компьютерный код — она становится своеобразным индикатором наиболее спекулятивной части рынка. Это как канарейка в шахте: когда крипта резко падает, это может быть признаком более широкого экономического спада.
Во-вторых, рост цен на криптовалюту был подпитан компаниями, которые покупали биткоин как часть корпоративной стратегии — MicroStrategy (ныне Strategy) была самым ярким примером. Но для компании всё пошло на спад: её акции упали примерно на 40% за месяц, и люди опасаются, что ей придётся продавать свои биткоины.
Другая проблема крипторынка — огромный объём заемных средств, которые люди используют для увеличения своих ставок. Когда цена падает и начинается процесс раз-кредитования, всё рушится так же быстро, как росло, если не быстрее. И это самое пугающее сейчас: цифры становятся всё больше, а волатильность никуда не исчезает.
CNN: Вы открыто заявляли, что криптовалюта по сути — это мошенничество. Что вы скажете сторонникам крипты, которые утверждают, что несмотря на волатильность, если бы человек инвестировал почти в любой момент за последние 10 лет, он бы получил огромную прибыль?
Маккензи: Они говорят: если бы вы вошли рано в то, что я и другие называем схемой Понци, вы бы заработали. На что я отвечаю: правильно. Да, поздравляю. Но это совсем не тот аргумент, который, как кажется сторонникам, они приводят.
В конечном счёте всё сводится к тому, что я повторяю постоянно: криптовалюта — поскольку за ней не стоит никакого реального актива — это игра с нулевой суммой. В лучшем случае ваша прибыль — это чьи-то потери.
Есть и моральная сторона, выходящая далеко за рамки обсуждения инвестиций. Масштабы преступлений, которые облегчает криптовалюта, по-настоящему потрясают. Речь о миллиардных объёмах отмывания денег, торговле влиянием, финансировании терроризма.
Так стоит ли это того, чтобы некоторые выиграли, а все остальные проиграли? Для меня ответ — нет.
CNN: Если смотреть вперёд, что, если вообще что-то, вызывает у вас беспокойство в том направлении, куда движется крипта?
Маккензи: У меня появилось плохое предчувствие, когда Трамп поддержал криптовалюту прошлым летом, а затем ещё хуже, когда он был избран. И честно говоря, меня шокирует масштаб происходящего мошенничества.
Но в последнее время я немного оптимистичнее… Его рейтинги начинают падать. Рынок начинает падать. Экономика замедляется. И если изучить опыт других стран и падения непопулярных лидеров, его может ожидать серьёзное потрясение.
CNN: Вы уже несколько лет выступаете в роли криптовалютного «Кассандры». Планируете ли вы продолжать или собираетесь переключиться на другие сферы спекулятивного хайпа? Я намекаю на ИИ… Есть ли шанс увидеть «Лёгкие деньги 2»?
Маккензи: Меня определённо тянет свернуть в сторону темы ИИ, которая сейчас заметно шире.
Есть такой приём — «смещение аферы»: классическая тактика мошенников — продавать людям что-то, что пока не работает, но обещает быть невероятным в будущем. Это сработало в крипте, и это точно один из основных аргументов в пользу ИИ. Я не фанат того, куда движется ИИ, но в ограниченной защите искусственного интеллекта могу сказать, что это реальная технология, у которой есть настоящее применение, а не азартная игра и преступность.
Latest from our blog
Golden Academy is a learning platform with a vision of providing life-transforming educational experiences to all kind of learners around the world.
Legal
Copyright © 2024